УДК 658.27.004.5:681.3:338.001.36
В статье дана характеристика программно-информационных средств
автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта
оборудования (ТОиР): модулей ТОиР систем классов ERP и EAM, а также
специализированных систем поддержки ТОиР – CMMS. Описаны цели и
задачи автоматизации ТОиР. Показаны характеристика и преимущества
использования программной системы АСТОР для автоматизации ТОиР.
Представлены основные функции и основные подсистемы системы АСТОР.
Для функционирования предприятий и организаций необходимо
работоспособное оборудование их основных производственных фондов.
Функции обеспечения бесперебойного функционирования оборудования
выполняют службы главного механика предприятия или специализированные
подрядные сервисные организации, которые при необходимости осуществляют
техническое обслуживание и ремонт (ТОиР). Работоспособность
оборудования обеспечивается за счет качественного, своевременного и
безопасного проведения технического обслуживания и ремонта оборудования
при рациональном использовании ресурсов [1].
Для более эффективного ведения процессов ТОиР могут быть использованы
методические [1], технологические, программные и прочие средства.
Для автоматизации процессов ТОиР могут быть использованы
специализированные программно-информационные системы.
Возможны несколько подходов реализации методик ТОиР:
- в существующей или внедряемой ERP-системе;
- использование EAM-системы, интегрированной в корпоративную информационную систему;
- использование CMMS-системы.
Рассмотрим более подробно каждое из этих решений.
ERP- система
ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning System — Система
планирования ресурсов предприятия) — корпоративная информационная
система, предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как
правило, такие системы строятся по модульному принципу, и в той или
иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.
ERP-системы – это один из наиболее близких к идеалу ответов
сегодняшнего рынка. ERP-системы обеспечивают комплексную автоматизацию
управления предприятием. Важнейшие особенности ERP-систем [2]:
- Охват практически всех видов деятельности, всех бизнес-процессов предприятия, управление всеми ресурсами.
- Построение от "нужд производства". Т.е. первичным для ERP-систем
является оптимизация производственных процессов, повышение эффективности
производственной деятельности. Автоматизация таких участков, как
бухгалтерский учет, - вторична. При этом необходимая бухгалтерская
отчетность может формироваться в разных модулях системы.
- Возможность управлять не только отдельным предприятием, но и корпорациями, холдингами, объединениями.
- Наличие в последних версиях полноценного доступа ко всем функциям
через Интернет, присутствие подсистем управления цепочками поставок
(SCM), управления отношениями с клиентами (CRM) и др.
Но для того чтобы создать систему класса ERP (планирование всех
ресурсов предприятия – и эффективное управление ими) – по экспертным
оценкам необходимы затраты до 600-700 человеко-лет и сотни миллионов
долларов США.
EAM-система
EAM-система — англ. Enterprise Asset Management, система управления
основными фондами предприятия. Позволяет сократить простои
оборудования, затраты на техобслуживание, ремонты и
материально-техническое снабжение. Применительно к области ТОиР,
согласно [3], EAM-системы позволяют согласованно управлять следующими
процессами:
- техническое обслуживание и ремонт (ТОиР);
- материально-техническое снабжение (МТС);
- управление складскими запасами (запчасти для ТОиР);
- управление финансами (в области ТОиР и МТС);
- управление персоналом (в области ТОиР и МТС);
- управление документами (в области ТОиР и МТС).
Считается, что исторически EAM-системы возникли из CMMS-систем —
систем управления ремонтами. В настоящее время модули EAM входят также в
состав крупных пакетов управленческого программного обеспечения —
ERP-систем.
На Западе, где конкуренция жестче и необходимость снижать издержки
очевидна, EAM-системы — непременный инструмент работы предприятий
фондоёмких отраслей (то есть энергетики, ЖКХ, промышленности с
процессным типом производства, транспорта, добывающей промышленности и
вооруженных сил). Россия в этом плане пока существенно отстает.
CMMS
Профильным программным обеспечением для ТОиР являются системы класса
CMMS. CMMS — Компьютеризированная Система Управления Техническим
Обслуживанием (англ. Computerized Maintenance Management System) —
комплекс программного обеспечения, включающий базу данных оборудования
предприятия, модули планирования проведения технического обслуживания и
планово-предупредительного ремонта, оформления заявок на проведение
ремонта, модули складского учета и заявок на покупку материалов,
финансового учёта [3].
Деление на CMMS- и ЕАМ-системы не является строгим. CMMS-системы могут
расширяться до функциональности близкой к ЕАМ за счет дополнительных
модулей, например финансов и расширения функций HR-менеджмента
(управление персоналом). В целом ЕАМ-системы крупнее, чем CMMS, они
рассчитаны на большое количество пользователей и работу с центральной
базой предприятия, на обмен информацией с другими системами АСУП и АСУ
ТП, т.е. рассчитаны на масштабную автоматизацию крупного предприятия.
Развитые системы CMMS, как правило, поддерживают иерархическую систему
пользователей, когда каждый из работников компании имеет доступ только к
тем модулям, которые непосредственно необходимы в работе. В пределах
каждого модуля пользователь имеет права на действия в соответствии с
полномочиями. Так скажем, рабочий может видеть только заявки на
проведение обслуживания того или иного оборудования, мастер помимо
этого может заказать требуемый инструмент и материалы, плановик –
изменить график техобслуживания и так далее. Системы класса CMMS
поддерживают следующие функции ТОиР:
- ведение структуры и иерархии базы данных оборудования;
- работа с данными о необходимых запчастях;
- работа с данными о ремонтном персонале;
- составление заявок на закупку запчастей;
- календарное планирование ТОиР;
- сбор и хранение данных о затратах;
- сбор и хранение данных о случившихся событиях (поломках, авариях);
- отчеты о проведенных ремонтах и обслуживании.
CMMS-системы хорошо подходят для автоматизации управления
бизнес-процессами в рамках планово-предупредительного обслуживания и
ремонтов.
Задачи автоматизации ТОиР
Проведен поиск, обобщение, а также качественная и количественная оценка
комплекса эффектов от применения средств автоматизации ТОиР [4].
Вкратце можно сказать, что путем применения научно обоснованной
организации ТОиР возможно достижение следующих эффектов [5]:
- уменьшение числа поломок и простоев;
- увеличение срока службы системы;
- сокращение затрат на эксплуатацию системы;
- повышение производительности системы.
Для автоматизации ТОиР могут быть поставлены следующие задачи [5]:
- исследование системы ТОиР автоматизируемого предприятия или организации;
- описание процессов ТОиР до автоматизации, и проведение в случае необходимости их реинжиниринга;
- проектирование системы автоматизации ТОиР;
- реализация пилотного проекта автоматизированной системы;
- апробация, масштабирование, внедрение и сопровождение системы программно-информационной поддержки процессов ТОиР.
Использование системы АСТОР для автоматизации ТОиР
ООО АРМСофт на протяжении многих лет занимается разработкой и
внедрением программных систем для программно-информационной поддержки
ТОиР. Основной программный продукт – Система автоматизации процессов
поддержки технического обслуживания и ремонта (АСТОР). В процессе своей
эволюции система АСТОР претерпела множество изменений. Нынешняя –
четвертая версия – отличается повышенной гибкостью, скоростью работы, а
также удобством использования и разработки дополнительных модулей.
Цель разработки системы АСТОР – повышение эффективности проведения
процессов ТОиР специализированными внутренними и внешними ремонтными
службами предприятий и организаций путем применения средств
программно-информационной поддержки ТОиР. Объектом автоматизации в
системе АСТОР является деятельность ремонтных служб по проведению работ
по ТОиР.
Основными функциями Системы автоматизации процессов поддержки
технического обслуживания и ремонта АСТОР являются
программно-информационная поддержка планирования, управления
проведением и фиксирования результатов работ по обслуживанию и ремонтам
оборудования. Также АСТОР выполняет такие функции, как:
- Формирование документов по ТОиР,
- Хранение и обработка информации по:
- обслуживаемому оборудованию,
- запасным частям,
- материалам,
- структуре предприятия и др.
Основные подсистемы системы АСТОР:
- Подсистема учета проведения работ по ТОиР;
- Подсистема планирования работ по ТОиР;
- Подсистема работы со структурами предприятий;
- Подсистема формирования документов;
- Подсистема авторизации пользователей;
- Справочные подсистемы:
- материалов,
- запасных частей,
- типовых работ,
- должностей и сотрудников и др.
Система АСТОР реализована в виде исполняемого приложения,
работающего под управлением операционной системы Windows™ 2000 или
Windows™ XP (а также более поздних версий операционной системы Windows™
в случае, если они совместимы с указанными сверху вниз) корпорации
Microsoft®, с установленным инструментальным средством Microsoft SQL
Server 2005 Express Edition управления базой данных.
Проект выполнен при поддержке Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере, а также партнера и инвестора –
крупной ремонтно-сервисной организации Южного Поволжья – ООО
«Волгоградсервис».
Информация по системе доступна по адресу в сети интернет: http://arm-soft.ru, информационный запрос можно отправить по адресам электронной почты info@arm-soft.ru и arm_soft@mail.ru. Система АСТОР постоянно развивается. По желанию заказчика могут быть добавлены новые модули. Эффективная автоматизация проведения ремонтов и техобслуживания – наша задача.
Библиографический список
-
Кизим А.В., Линев Н.А. Исследование и разработка методики
автоматизации ремонтных работ предприятия // Изв. ВолгГТУ. Серия
«Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в
технических системах»: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград,
2008. – № 2, вып. 4. – C. 43–45.
-
Березовский С.В., Зубенко А.В., Кривицкий А.В. Реальная автоматизация реальных предприятий http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/erp/news/m021029370.htm
-
Управление активами предприятия http://www.lclass.ru/erp/3/211.html
-
Кизим А.В. Оценка экономической эффективности автоматизации
технического обслуживания и ремонта оборудования // Конгресс по
интеллектуальным системам и информационным технологиям (AIS-IT`09),
Дивноморское, 3-10 сент. 2009 г.: тр. конгресса / ФГОУ ВПО "Южный
федерал. ун-т" [и др.]. - М., 2009. - Т. I. - C. 93-101.
-
Кизим А.В. Постановка и решение задач автоматизации работ по
ремонту и техническому обслуживанию оборудования // Доклады Томского
государственного университета систем управления и радиоэлектроники
(Доклады ТУСУРа). - 2009. - № 2 (декабрь). - C. 131-135.